Мне понравилась первая глава,
остальные же 62, включая эпилог, разочаровали.остальные же 62, включая эпилог, разочаровали. Идея мира воображаемых друзей – шикарна. Это не потустороннее в виде приведений, духов или прочей нечисти. Это чистая фантазия, у каждого своя, но имеющая общие связи. Можно было сделать с этим невероятно вкусную вещь вроде многослойного торта с сюрпризами. Получилась же карамель «Театральная».
Очередная книга о детях с отклонениями в развитии. К моему счастью мне есть с чем сравнивать – с той же «Привет, давай поговорим!» Впрочем, они одинаковы – для какой аудитории это писалось? Детям не интересно читать тонну страниц, где почти нет активных действий, где главный второстепенный персонаж – мальчик Макс с явными признаками аутизма (а если брать, насколько реально выглядит Будо – то и шизофрении; галлюцинации – из этой оперы), где в книге целая глава посвящена тому, как и где может или не может какать это самый Макс, где проводится идея чуть ли не библейской жертвенности, где главный герой то ли умирает, то ли перерождается. В конце концов, где столько повторений одного и того же, что невольно задумываешься: это авторский ход, показать, что повторение – способ помнить себя и свою цель для Будо, или Грин считает своих читателей такими глупыми?
Начинаю убеждаться, что тема детей с ДЦП или расстройствами аутистического спектра, или еще с какими-нибудь психическими или физическими заболеваниями в литературе – способ манипуляции читателями и форма спекуляции. Я не понимаю такую литературу и людей «как мне нравится читать о таких детях, которые находят себя в жизни». Макс себя не нашел. Он так и остался к концу книги аутичным – чуть менее, чем в начале книги – ребенком.
Для меня в этой книге есть несколько спорных моментов. Во-первых, родители. Хотя можно обобщить, вообще взрослые, за исключением доктора Хоган. Не видеть проблем ребенка (будь то проблемы со здоровьем, социализацией или еще чем-нибудь) – откровенная слепота и - что хуже – глупость, видя эти проблемы, закрывать на них глаза. Это, если что, реверанс в сторону родителей Макса.
Во-вторых, более глобальный момент – идея совместного обучения обычных детей и детей с синдромом (нужное вставить). Я не спорю, что с такими особенными детьми нужно общаться, как и с обычными, не выделяя, не принижая. Но такая форма обучения ставит их в заведомо проигрышное положение, неизменно влекущее за собой огромное количество стрессов. Милая форма садизма, я бы сказала. Особенно в рамках американской школьной системы, где иерархия среди ученической среды слишком важна и во многом определяет жизнь ребенка в будущем.
В-третьих, сама система образования в Штатах. Миссис Паттерсон имеет нарушения в психике. Тем не менее, работает в школе. Вопрос: на каком основании в американские школы набирают преподавателей?
Если не обращать внимания на такие мелочи, конечно же – это книга о дружбе! Тьфу, чуть не захлебнулась сахарным сиропом. Дружбы, кстати, я особо не увидела. Будо ведет себя скорее как нянька-охранник, чем друг. Макс относится к Будо как к понимающей его константе, без которой его мир разрушится. Это не дружба. Это всего лишь формула.
Поэтому, как в случае с «Привет…» задаюсь вопросом: для кого и чего писалась эта книга?
P.S. Как ни странно, на мой взгляд «Привет…» выигрывает по сравнению с «Воспоминаниями…».